http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink logo_ http://www.w3.org/1999/xlink

Югорские айтишники разработали тренажер и компьютерные игры для борьбы с плоскостопием у детей

О лечебных компьютерных играх мечтают все родители, чьи чада зависают в гаджетах. Так вот команда югорчан исполнила мечту пап и мам – они изобрели тренажер-балансир для исправления плоскостопия, заниматься на котором можно, играя на телефоне или планшете.


В прошлом году хантымансиец Евгений Кушников выиграл грант губернатора Югры в сфере IT на проект «Разработка программно-аппаратного комплекса – тренажера-балансира с соответствующим ПО». Сейчас работа по нему завершена, программа прошла «полевые испытания».


Говорит, на конкурс пришел уже с идеей и четким планом действий по ее воплощению. Искал поддержку на федеральном уровне, но ничего не получалось.


«Я следил в целом за конкурсом, хотел подать проект на грант губернатора для физлиц. Но на сайте фонда гражданских инициатив Югры увидел информацию о конкурсе для айтишников – и подал заявку. В итоге – победа», – рассказывает Евгений Кушников.


В команде проекта всего трое югорчан: Евгений – руководитель, Иван Захаров – врач и консультант по ортопедии, а также инженер-проектировщик Егор Сафонов, который написал программу и компьютерные игры.


«Мой друг-ортопед уже 15 лет работает в этой медицинской сфере. Тренажер-балансир для борьбы с плоскостопием он разработал сам. Но, когда начал внедрять в практику, столкнулся с тем, что дети были готовы пользоваться устройством лишь несколько дней. А дальше интерес пропадал. В то время как комплекс упражнений нужно было делать ежедневно по 20 минут в течение почти месяца – это минимум. Мы решили, что нужно совместить приятное с полезным – занятия на балансире со столь любимыми нашими детьми компьютерными играми. С помощью гранта губернатора мы эту идею реализовали», – поясняет руководитель проекта.


Югорские айтишники, используя региональную поддержку, создали блок управления, который прикручивается к тренажеру и подключается к любому устройству, работающему на платформе «Андроид»: телефону, планшету, телевизору. Включается программа. И ребенок начинает проходить уровни, управляя ногами. Он думает, что «рубится» в компьютерную игру, а на самом деле тренируется.


Пока разработаны две простые игры с разными уровнями сложности, ведь сам балансир выполняет только несколько движений: наклоны вправо-влево и удержание равновесия посередине. Поэтому сделать на его основе квесты, бродилки и стрелялки невозможно – утверждают программисты.


Первая игра перевоплощает пациента с плоскостопием в скейтбордиста. Задача игрока наклоняясь вправо-влево уклоняться от разных препятствий (поваленные деревья, камни и так далее). Сложность возрастает с увеличением скорости. Задача – не врезаться, иначе все нужно будет проходить заново.

Вторая игра – пинг-понг. Шарик летает от платформы к платформе, и задача игрока не дать ему покинуть пределы площадки. А для этого необходимо совершать наклоны.


Тестирование ПО для тренажера-балансира прошло в Ханты-Мансийске на горожанах разных возраста и пола. «Результаты неровные. Если говорить о детях, то они действительно стали более увлеченно заниматься на тренажере-балансире. Но выявился и минус. В рамках гранта мы разработали две игры, но их оказалось мало для того, чтобы ребята с интересом проходили весь 20-дневный комплекс упражнений».


Врач-ортопед сделал слепки стоп участников тестирования «до» и «после» исследований. Положительные результаты показали 50 % испытуемых. По мнению специалиста, 20-дневный комплекс не может сразу показать отличный результат. Упражняться нужно регулярно – по 2-3 курса в год. «Поэтому 100-процентного результата никто из нас не ждал», – резюмировал ортопед Иван Захаров.


Как отметил руководитель проекта Евгений Кушников, айтишники собираются продолжить свою работу, подав заявку на конкурс «Старт-взлет» фонда содействия инновациям:


«Грант необходим нам, чтобы разработать новые игры и ПО. Еще мы решили расширить целевую аудиторию за счет спортсменов. Изначально мы ориентировали продукт только на больных плоскостопием, но горнолыжники также заинтересовались нашим тренажером. У них много упражнений идет именно на удержание равновесия, и наш тренажер был бы, по их словам, востребован».


Напомним, что 25 ноября стартовала заявочная кампания конкурса на предоставление грантов губернатора автономного округа в сфере информационно-коммуникационных технологий. В нем могут участвовать как организации, работающие в регионе, так и жители Югры.


Конкурс проходит на платформе грантгубернатора.рф, заявиться на него можно до 10 декабря, подав заявку в электронном виде. С учетом прошлого опыта, в 2023 году организатор конкурса – фонд гражданских инициатив Югры – убрал ограничения по сумме для юридических лиц и поднял планку для физлиц до 1 млн рублей.